О былом судостроении в СССР
Роль грибных винтов
Радикальным путем снижения как вязкостного, так и волнового сопротивления судна, на морском транспорте, является применение судов с динамическими принципами поддержания — судов на подводных крыльях и воздушной подушке (СПК и СВП).
В своё время в СССР в эксплуатации находилось более половины СПК, имеющихся в мире. В восьмидесятые годы, корабелами Советского Союза, велось строительство СПК второго поколения, при создании которых внедрялись новые научные результаты в области теории несущих комплексов и движителей, позволяющие существенно повысить эффективность судов. Так, реализация новых водометных движителей и крыльевой системы, например на катере «Невка», позволила при неизменной скорости и энерговооруженности повысить его пассажировместимость на 25%. Накопленные научный задел и опыт эксплуатации судна на автоматически управляемых крыльях «Тайфун» с повышенной мореходностью позволило в ближайшей перспективе перейти к их серийному строительству (конец 80-х). Под эти задача семимильными шагами производилась модернизация судостроительных и судоремонтных заводов.
Детальному исследованию были подвергнуты варианты компоновки движителей и специально разработанных кормовых обводов, которые улучшают взаимодействие комплекса корпус — гребные винты с целью повышения ходовых качеств и снижения нестационарных гидродинамических нагрузок, действующих на валопровод. К числу таких новых технических решений применительно к двухвальным транспортным судам относятся: раздвоенные кормовые образования, примененные на быстроходных судах типа «Капитан Смирнов», что обеспечило экономию мощности примерно на 10% при сохранении скорости судна; кормовые обводы со сближенными гребными винтами, внедрение которых в проекте первого отечественного лихтеровоза позволило увеличить расчетную скорость на 0,6 узла и др.
Необходимость сохранения высокой эффективности движителей водоизмещающих судов при увеличении их нагрузки обусловила внедрение направляющих насадок. Применение нового типа осенесимметричных насадок позволило решить проблему выравнивания поля скоростей в диске гребного винта и снижения переменных нагрузок на валопровод. Крупнейшая насадка этого типа установлена на танкерах типа «Крым».
Непрерывно проводились исследования по совершенствованию конструкции и методов проектирования судовых движителей, эффективно перерабатывающих большие мощности и обеспечивающих снижение вибрации корпуса и валопровода. В рамках этих исследований разработаны комплексы программ для автоматизированного проектирования гребных винтов и расчета, передаваемых от гребного винта на корпус гидродинамических нагрузок. Большое внимание уделялось увеличению прочности и надежности работы гребных винтов, особенно предназначенных для судов активного ледового плавания и ледоколов.
Важным средством повышения эксплуатационных характеристик судов является улучшение их мореходности, в частности, за счет внедрения успокоителей качки. Созданная в нашей стране новая конструкция многоярусных пассивных цистерн позволяет достичь высокой эффективности при минимальном использовании внутренних объемов судна. Подобные конструкции установлены на судах многих типов, например на контейнеровозах типа «Василий Шукшин», и запатентованы в ряде зарубежных стран.
Содержание исследований мореходности определялось особенностями требований, предъявляемых к создаваемым отраслью судам и вытекающих из конкретных условий их эксплуатации. Это относится как к промысловым судам, условия, плавания которых стали более сложными, поскольку они проходят теперь в основном в открытом океане, так и к различным плавучим средствам, предназначенным для поиска и промышленной добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе.