Главная  О сайте

О сборнике "Корабелы — Родине" из далёких 80-х
Строительство судов нового поколения, для замены старого
Строительство сухогрузных судов
Требования РМРС к технической документации при постройке малых рыболовных судов
Строительство большегрузных судов
История создания ледоколов для освоения Арктики
Наука и повышение технического уровня отечественного судостроения
Суда для перевозки леса по Арктике
Роль атомных ледоколов в освоении Северных путей
Ледокол «Отто Шмидт»
О былом судостроении в СССР
Строительство буксиров для рек с малыми глубинами
Судостроение в СССР на 1970 – 1980гг
Теплоходы типа «Волго-Дон»
Быстроходные суда 80-х
Вклад судостроительной науки в реализацию конкретных планов судостроения в 1976—1980 гг.
Корабелы СОЮЗА
О Советском Судостроении
Развитие судостроения Советским Союзом в 70 - 80 гг.
Роль водного транспорта в экономике 80-х
Современные методы управления судостроительной отраслью применяемые в 70-80гг.
Судостроение в СССР в конце ХХ века
Судостроение в Советском Союзе
Требование РМРС к технической документации по системам и трубопроводам и навигационному оборудованию при постройки малых рыболовных судов
Значение морского транспортного флота в России

Инфо


Создание ледоколов

Промышленное освоение Крайнего Севера и Сибири обусловливает необходимость постоянного совершенствования транспортных связей и прежде всего водного транспорта — морского и речного флота, который здесь является и в обозримом будущем останется одним из основных видов транспорта, обеспечивающим массовые перевозки грузов для народного хозяйства.
Задача освоения Северного морского пути на всем его протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива была закреплена в постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 17 декабря 1932 г. Прошли годы. Резко возросли арктические перевозки грузов морем: объем их только за одно десятилетие, предшествующее десятой пятилетке, увеличился почти в 3 раза. Это стало возможным благодаря качественному и количественному изменению состава флота, осуществляющего транспортные перевозки в Арктике. На смену паровым ледоколам, наиболее крупные из которых — ледоколы типов "Красин" и "Сибирь" — имели мощность 10 тыс. л. с, пришли судовые дизель-электрические ледоколы типов „Москва", „Капитан Сорокин", „Ермак" мощностью 26,25 и 41 тыс. л. с. соответственно, построенные в Финляндии по заказу Советского Союза. В 1959 г. вступил в строй первый в мире атомный ледокол „Ленин", созданный ленинградскими корабелами. Однако подлинно революционные изменения в судоходстве в Арктическом бассейне произошли на рубеже девятой и десятой пятилеток с завершением постройки и вступлением в эксплуатацию атомных ледоколов второго поколения — „Арктика" и „Сибирь", которые по мощности (75 тыс. л. с.) и другим техническим характеристикам не имеют равных себе в мире. Именно с этого времени начался переход от эпизодических перевозок грузов по традиционным трассам Северного морского пути в период благоприятных ледовых условий к их систематической транспортировке в течение всего года, сначала на отдельных участках, а затем на всем протяжении полярных трасс (в том числе высокоширотных) от Новой Земли до выхода в Тихий океан.
Высокие эксплуатационные качества ледоколов „Арктика" и „Сибирь" подтверждены опытом их ледовых плаваний.
Впервые за всю историю мореплавания надводный корабль — атомный ледокол „Арктика", совершив переход из Мурманска через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и преодолев тяжелые льды Центрального полярного бассейна, 17 августа 1977 г. достиг в актив­ном плавании Северного полюса.
Ледокол „Сибирь" и транспортное судно „Капитан Мышевский" в ранний период арктической навигации в мае—июне 1978 г, когда ледовые условия особенно тяжелые, преодолели около 3000 миль из Мурманска до Берингова пролива всего лишь за 18 суток. Такого еще не знала история В приветствии участникам экспедиции к Северному полюсу Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л И. Брежнев отметил: „Вы осуществили замечательную мечту русских и советских исследователей Арктики, которая жила в нашем народе многие столетия, и продолжили доброе дело использования мирного атома в интересах развития народного хозяйства страны на благо советского народа".