В десятой пятилетке началось серийное строительство принципиально новых сухогрузных судов с горизонтальным способом грузообработки (трейлеровозов) типа „Иван Скуридин" дедвейтом 4600 т. Это первые отечественные суда подобного назначения. Они предназначены для транспортировки колесной техники, роллтреилеров, генеральных грузов в большегрузных пакетах, контейнеров международного стандарта, а также автомобилей КамАЗ и других марок. Беспиллерсная конструкция твиндека длиной 65 м позволяет перевозить на судне крупногабаритные грузы.
Особенностью судна является оригинальное носовое поворотное аппарельное устройство, состоящее из трех шарнирно соединенных секций. Общая длина аппарели в раскрытом состоянии 23 м. Аппарельное устройство судна позволяет осуществлять погрузку и выгрузку грузов с обычных и специальных причалов, как с любого борта, так и прямо по носу. Опыт эксплуатации первых судов в сложных гидрометеорологических условиях на различных линиях с самыми разнообразными грузами показал их высокие мореходные и эксплуатационные качества.
Именно поэтому строительство судов типа „Иван Скуридин" будет продолжено и в одиннадцатой пятилетке.
В девятой пятилетке началось, а в десятой продолжалось серийное строительство для отечественного морского флота крупнотоннажных судов для перевозки насыпных и навалочных грузов типа „Зоя Космодемьянская" дедвейтом 50 тыс. т. и танкеров типа „Крым" дедвейтом 150 тыс. т. Суда типа „Зоя Космодемьянская" — одновинтовые однопалубные восьмитрюмные теплоходы неограниченного района плавания. Машинное отделение и жилая надстройка расположены в кормовой части судна. Комплексная система автоматизации обеспечивает обслуживание энергетической установки одним вахтенным из ЦПУ на ходу и безвахтенное обслуживание на стоянке.
Строительство танкеров типа „Крым", начатое еще в 1974 г., явилось крупным достижением отечественного судостроения, итогом многолетней работы исследователей, конструкторов, инженеров, технологов и рабочих. Перед проектировщиками стояла задача — создать экономичное, надежное и безопасное в эксплуатации судно, которое было бы также максимально технологичным. Для конструктивной защиты от вылива нефти в море при повреждении днища в случае возможной посадки судна на мель, а также упрощения грузовой системы и облегчения мойки танков в грузовом пространстве судна предусмотрено двойное дно. На танкере имеются чисто балластные танки большой емкости, поэтому не приходится ни принимать балласт в грузовые танки, ни очищать их в открытом море Танкер „Крым" был практически первым в мире судном, в полной мере удовлетворяющим международным требованиям по предотвращению загрязнения моря. При его проектировании были учтены достижения последних лет. Так, на судне оригинальный движительный комплекс: винт регулируемого шага (ВРШ) в осенесим-метричной насадке, примененный впервые в мировой практике вместе с таранно-коническим носовым бульбом он способствует увеличению скорости судна.
Источник: двигатели КамАЗ.